Цветопроба – зачем она нужна? | Fineart-print
не определен
+7 (495) 215-08-77  
Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1
info@fineart-print.ru

Цветопроба – зачем она нужна?

17 сентября 2021

Цветопроба – технологический процесс, который проводит типография перед запуском в печать основного объема тиража. Она позволяет провести визуальную оценку будущего изображения и своевременно внести необходимые корректировки. Благодаря выполнению цветопробы можно контролировать наиболее сложные участки макета, отследить наложение цветных элементов и выявить дефекты. Рассмотрим более подробно, как и для чего ее выполняют в типографиях.

Когда и для каких целей выполняется цветопроба

Цветопробу делают в следующих целях:

  • Для внесения оператором корректировок и устранения обнаруженных ошибок. Цветопроба может проводиться необходимое количество раз, пока не будет достигнут желаемый результат.
  • Для согласования итогового изображения с клиентом после внесенных правок.
  • Для использования в качестве контрольного образца, который передается в типографию и становится ориентиром для специалиста по печати.

Необходимость выполнения цветопробы связана со значительной разницей отображения цветов и тонов на компьютерных мониторах и бумажных носителях. Это связано с разницей цветовых профилей: на компьютерах используется RGB, а в полиграфическом деле – CMYK.

Какими методами выполняется цветопроба

Цветопробы можно разделить на две основные категории: аналоговые, которые представляют собой физические оттиски, и цифровые, не имеющие реальных носителей. В свою очередь они делятся на:

  • Экранные – самый дешевый по стоимости вариант, который выполняется с помощью откалиброванного монитора, характеризующегося отличным качеством и четкостью изображения.
  • Аналоговые (растровые) – делаются с помощью подложек или пленок, которые имитируют бумажный носитель, и красителей с усредненными колориметрическими показателями. Для проведения необходима офсетная машина или пробопечатный станок. Для пробных оттисков используются материалы основного тиража, которые сочетаются с разными способами отделки. Недостатком такого метода является высокая стоимость цветопробы.
  • Цифровые – по стоимости обходятся дешевле, чем офсетные и растровые цветопробы, но для их выполнения требуется специализированное оборудование. Чтобы создать печатный профиль используется программное обеспечение, после чего по указанным настройкам выполняется печать. Минус заключается в том, что такая цветопроба не передает палитру Pantone и имеет низкую достоверность при воспроизведении люминесцентных и металлизированных красок.

Кроме особенностей оборудования на визуальном восприятии цветов могут отражаться качество бумаги (плотность, наличие глянцевого покрытия, оттенок, прозрачность) и наличие итоговой отделки изделий (покрытие лаком, ламинация и прочие). Также имеет значение и освещение, способное радикально изменить цветопередачу. В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на источники D50, спектр которых максимально приближен к естественному освещению.

Важность цветопробы в работе типографии

Каким бы качественным ни было оборудование, на котором осуществляется изготовление полиграфической продукции, невозможно предоставлять услуги на высоком уровне и обходиться без проведения цветопробы. Подобная возможность не только помогает удерживать старых клиентов, но и является эффективным инструментом для привлечения новых. Также добиться желаемого результата не получится без участия опытного дизайнера, который идеально подберет цвет, выглядящий на бумаге точно так же, как и в макете.